Историческая справка

В 1942 году образовался Копейский машиностроительный завод. В трудные военные годы, когда большинство специалистов уходили на фронт, к станкам вставали подростки, женщины, которые не имели профессиональной подготовки. Им не доставало теоретических знаний и практического опыта.

А перед заводом стояла серьезная задача – выпуск продукции для нужд фронта: мин, снарядов, авиабомб, деталей для знаменитых «Катюш». Это требовало высокой квалификации рабочих. Еще более усложнились задачи в 1942 году, когда на завод пришел приказ о принятии на ремонт горных машин, а чуть позднее – полном переходе на выпуск горной техники.

19 сентября 1942 года вышел приказ № 994 по Государственному Союзному машиностроительному заводу имени С.М.Кирова, согласно которому на заводе был организован производственно-учебный комбинат. Заведующим производственно-учебным комбинатом был назначен Горелик Г.В. с непосредственным подчинением главному инженеру завода. Именно с этой даты начинается история Центра подготовки кадров завода.

Всего за 3 дня был составлен план учебно-производственной деятельности, подобран преподавательский состав, проведена работа по выявлению контингента, выделено помещение. Обучение проходило в кабинетах начальников цехов, красных уголках, кабинетах замов начальников цехов.

В 1943 году в производственно-учебном комбинате завода для обучения рабочих, не выполняющих норму, организованы Стахановские школы, в которых было подготовлено 450 человек. Обучение производилось путем теоретических собеседований с инструктором на рабочем месте. Был выделен день учебы на заводе – понедельник.

Из годового отчета за 1943 год известно, что на учебных курсах было подготовлено 649 рабочих разных профессий.

В 1945 году по приказу Наркома угольной промышленности Востока на заводе был создан одногодичный техникум узкой специализации. Он был основан на базе курсовой сети Свердловского горного института. Из условий приема на курсы: образование не ниже 7 классов, производственный стаж не менее двух лет. Занятия проводятся с отрывом от производства. Учащиеся обеспечиваются общежитием, стипендией в размере 65 процентов среднемесячного оклада, а также специальной формой.

1 ноября 1945 года состоялось торжественное открытие техникума. Первыми студентами заводского техникума стали 46 лучших стахановцев завода. Через год, в ноябре 1946 года, защитили дипломы в одногодичном техникуме 43 специалиста. А каждый четвертый получил отметку «отлично». По согласованию с руководством молодые специалисты соответственно их успеваемости и потребности производства получили назначения в цехи и отделы завода.

Вместе с заводом рос и развивался учебно-производственный комбинат: несмотря на трудный период послевоенного восстановления хозяйства, задача обучения рабочих стояла на первом месте. Учебно-производственный комбинат всегда выполнял план и вводил новые более эффективные нормы обучения.

В 1949 году учебно-производственный комбинат переименован в учебно-курсовой комбинат. Гордость учебно-курсового комбината – преподавательский состав. Опытными наставниками рабочей молодежи стали инженеры-технологи и рабочие высокой квалификации.

С 1955 года в работе учебно-курсового комбината намечаются значительные перемены: приступила к работе заводская школа токарей высокой квалификации, подготовившая инструкторов производственного обучения, начала работать межзаводская школа по изучению передовых методов труда. В ее работе принимают участие токари, фрезеровщики, строгальщики из Александровска, Анжерска, Томска, Киселевска, Караганды. Задача школы – организовать широкий обмен опытом между станочниками заводов Главуглемаша.

В 1956 году при учебно-курсовом комбинате организованы курсы по изучению иностранных языков: английского и немецкого. На курсы записаны 80 человек.

В 1959 году в курсовой сети завода окончили обучение 1100 человек, из них повысили производственно-техническую квалификацию 900 человек, приобрели специальность 200 молодых рабочих, окончили техникум и школу рабочей молодежи 77 человек.

1960 годы прошли под девизом обобщения распространения собственного передового опыта. В 1966 году был проведен День новатора для учащихся профессионально-технических училищ.

С 1970 на заводе ежегодно организовывались конкурсы рабочего мастерства, а также проводились межзаводские конкурсы: конкурс фрезеровщиков. В них участвовали представители 17 заводов из городов Томска, Караганды, Горького, Харькового, Тулы и других. На конкурсе профессионального мастерства можно было увидеть работу отдела технического обучения, выявить, как подготовлены рабочие по теоретическому и производственному обучению.

На заводе повышалось экономическое образование. С 1971 года работали курсы повышения экономических знаний начальников цехов и их заместителей, народный университет технического прогресса и экономических знаний, школы коммунистического труда, курсы по основам научного управления социалистическим производством для руководящих работников завода с отрывом от производства. Введено групповое наставничество. Комплектовались группы молодых рабочих, не выполняющие нормы, для обучения на рабочих местах. Первым наставником был Доброносов Н.И. – герой соцтруда, он воспитывал в ребятах творческий подход к труду, учил постоянно совершенствоваться. К концу 3-го месяца обучения подопечные Доброносова выполняли норму 115-120%.

В 70-80гг на заводе работал совет наставников, который сотрудничал с отделом технического обучения. Большую популярность получили школы наставников. Опытных мастеров обучали основам психологии и педагогике, чтобы они могли воспитать молодое рабочее поколение.

1990-е гг. Завод начинает работать в новых экономических работах, переживает не лучшие времена. Это выдвигает новые требования как к рабочим, так и к организации их обучения. Деятельность отдела технического обучения была сведена к минимуму. Благодаря мудрому руководству завода учебный центр был сохранен и спустя несколько лет вернулся к прежним объемам работы.

С 1995 года Центр подготовки кадров завода имеет лицензию на право образовательной деятельности по заводским рабочим профессиям.